Работа в общежитии: психопрофилактика аддитивного поведения

Вот уже третий год на базе нашего университета реализовывается проект «Психологическая профилактика аддитивного поведения в студенческой среде», целью которого является повышение культуры здорового и безопасного образа жизни студентов путем повышения их информированности о причинах, признаках, последствиях аддиктивного поведения и формирования позитивных установок и мотивов поведения, способствующих сохранению здоровья.

В результате исследований, в котором приняли участие более 400 студентов нашего университета, было выявлено, что для большинства юношей и девушек характерно нормативное поведение, т.е. они не склонны к аддиктивному (зависимому) поведению. При изучении выраженности разных типов зависимого поведения оказалось, что в наименьшей степени студенты склонны к формированию лекарственной и наркотической зависимостей. Девушки, по сравнению с юношами, менее склонны к алкогольной, телевизионной, игровой и никотиновой зависимостям. Доминирующим видом в студенческой среде является «любовная зависимость»: каждый пятый студент нашего университета испытывает психологические сложности при формировании гармоничных отношений с партнером, а переживание чувства любви заменяется нездоровой привязанностью, чрезмерной фиксацией на другом человеке. В зависимых отношениях любимому человеку уделяется непропорционально много времени и внимания, в ущерб собственным потребностям, интересам, ценностям, мысли об этом человеке доминируют в сознании, становясь сверхценной идеей. Постепенно отношения приобретают жертвенный, навязчивый характер, сочетаясь с насильственностью, от которой чрезвычайно трудно освободиться. В результате партнеру становится «тесно» и «душно» от такой любви, он стремится выйти их навязываемых отношений, а зависимый партнер всячески пытается его удержать, используя всевозможные способы, вплоть до применения физических угроз, демонстрации суицидальных намерений.

С целью профилактики выявленных негативных тенденций студентами-психологами под руководством доцента кафедры социальной и педагогической психологии Н.Г. Новак были разработаны программы групповых занятий для студентов, проживающих в общежитии. Так, на базе общежития № 4 Анастасия Тихиня проводила групповые занятия, направленные на активизацию и расширение знаний по теме аддиктивного (зависимого) поведения, формирование навыков и усвоение способов противостояния внешнему негативному воздействию. В общежитии № 1 Анна Липская встречалась со студентами с целью формирования у них знаний, личностных качеств и навыков (коммуникативность, уверенность и уважение к себе, чувство собственного достоинства, позитивные социальные установки, адекватный уровень самооценки и др.), способствующих профилактике межличностных аддикций.

Итак, в нашем вузе проблема аддиктивного поведения не является острой, однако следует понимать, что когда мы говорим о зависимостях, то нет такого количества студентов, которое считалось бы «нормальным». Речь идет о заболевании, с которым сам аддикт уже справиться не сможет, поэтому намного важнее и продуктивнее вовремя предупредить распространение болезни, нежели потом с ней бороться.

 

 

Яндекс.Метрика