Сегодня мы беседуем с Леонидом Мироненко, студентом четвертого курса дневного отделения факультета физической культуры.
Родился Леня в деревне Иваки, Добрушского района и в полтора года остался без отца. Поэтому с самого раннего возраста мальчик стал самостоятельным и почувствовал ответственность за свою маму. Затем семья переехала в Гомель, а в 10 лет Леня начал заниматься бадминтоном в СДЮШОР №7.
Любовь к этому виду спорта возникла внезапно, как только увидел, какие фокусы вытворяет тренер, который пришел на урок физической культуры, чтобы выбрать ребят, желающих записаться в секцию. Уже после первой тренировки Леня понял, насколько динамичен и интересен бадминтон, и при этом, насколько сложно управлять воланом. Но вскоре мальчик подружился с ним и научился разным техническим элементам.
Поспособствовал привязанности к этому виду спорта первый и единственный тренер Леонида А.И. Евтушенко – заслуженный тренер Республики Беларусь, воспитавший много высококвалифицированных бадминтонистов, в том числе и преподавателя кафедры физического воспитания и спорта М.М. Коршука, мастера спорта международного класса по бадминтону, участника Олимпийских игр. Тренер во многом заменил мальчику отца, интересовался успехами в школе, помогал всегда и во всем, давал дельные советы. До сих пор Леня поддерживает тесные отношения с Александром Ивановичем, каждый день они созваниваются, обсуждают все, что касается тренировок, предстоящих соревнований, всех жизненных ситуаций.
Леня развивался разносторонне, совмещая занятия любимым бадминтоном с игрой на саксофоне, звучание которого успокаивало и завораживало. Попробовал себя и в боксе, и в борьбе, – все-таки мальчишка! Выбор в пользу бадминтона был сделан во многом по причине плохого зрения, а, как известно, этот вид спорта способствует его улучшению.
С 15 лет Леня использовал любую возможность подработать, чтобы помочь маме. Работал на фарфоровой фабрике – формовал крышки для чайников, был официантом в барах и ресторанах Гомеля.
За свою спортивную деятельность Леонид Мироненко стал многократным призером Кубков и чемпионатов Республики Беларусь, участником чемпионата Европы, победителем и призером многочисленных международных турниров по бадминтону.
В 2016 Леонид поступил в ГГУ на факультет физической культуры. Первые два года студент совмещал учебу не только с ежедневными тренировками, но и с работой в ночном клубе – ведь необходимо было оплачивать обучение.
Летом 2018 года А.И. Евтушенко сообщил Лёне о том, что в Светлогорске планируется открытие отделения бадминтона и руководство города подбирает кандидатуру на должность тренера. Для того чтобы обсудить возможность совмещения учебы с работой и принять окончательное решение в таком сложном вопросе, студент Мироненко пошел за советом к декану факультета. С.В. Севдалев отнесся с пониманием, поддержал инициативного спортсмена и дал добро.
– Мне очень важно было мнение декана, который с легкостью в голосе сказал: «Вы хотите? Уверены? Ну, значит пробуйте, конечно! Главное, чтобы вам нравилось!». И я очень благодарен Сергею Владимировичу за поддержку!
Так и было принято серьезное решение попробовать себя в тренерской деятельности.
Как и у любого молодого человека, жизнь Лени не ограничивается только спортом и учебой. Вот и на наш разговор он пришел не один.
– Леня, представьте свою симпатичную спутницу.
– Это Аня! Мы познакомились на первом курсе. Нам с самого начала было легко и интересно общаться друг с другом. Говорит, что ее привлекло во мне чувство юмора, позитив, легкость в общении. Ей очень нравилось, что приглашал ее в разные интересные молодежные заведения нашего города, и до сих пор помнит, как после моей ночной смены в «Европе» гуляли по городу до самого утра.
Когда пришло время ехать на работу в Светлогорск, Леонид решил, что сначала он проведет разведку и «прощупает почву», и, только если убедится, что для Ани будут созданы достойные условия, пригласит ее работать вместе.
Тогда, в сентябре 2018 года и начались первые трудности, связанные с тренерской деятельностью, ведь быть спортсменом и быть тренером – разные вещи. Опыта не было, пришлось ориентироваться «на ходу». Вначале предстояло отобрать заинтересованных и выявить среди них способных к спорту детей. Для того чтобы сделать все наиболее профессионально, часто обращался за советом к своему тренеру.
– Помогли знания, полученные на занятиях в вузе?
– Еще как! Когда приходил в школу на урок физической культуры, записывал как можно больше детишек. На первом занятии по бадминтону в зале было до 30 ребят. Вот здесь мне и пригодилось то, чему научили, в том числе и своим личным примером, Ю.А. Григорьев и С.Н. Кулешов, преподаватели кафедры спортивных дисциплин. Действительно, как говорится, учишься больше не тому, чему учат, а тому, с чем сталкивает жизнь!
– Но все же, наверное, тяжело впервые самому организовать тренировочный процесс?
– Да, конечно! Был не уверен, во многом сомневался. Все-таки работа с детьми требует большой ответственности. И не хватало теоретических знаний в области технической подготовки юных бадминтонистов. Я не до конца понимал, что за чем должно следовать, искал ответы в специальной литературе, а приобретенные знания начал применять на практике, внимательно наблюдал за реакцией воспитанников на задаваемую нагрузку и корректировал тренировочный процесс. Со временем стал понимать, чему стоит больше уделять внимания на тренировках.
– Сейчас вы можете сказать о себе как о состоявшемся тренере?
– Пока не совсем, но мне очень нравится моя работа, и я очень люблю детей. То, с какой энергетикой и настроем они приходят на тренировки, придает мне столько сил и желания отдаваться делу по максимуму. Когда вижу, что на соревнованиях они выкладываются «по полной», показывая и доказывая себе и мне, стремление быть лучшими из лучших, то я понимаю, что все, чему их научил, имеет конкретный результат и вижу перспективы их дальнейшего развития. Уверен, что ежедневных тренировок, полной самоотдачи спортсмена и тренера, правильной мотивации достаточно, чтобы прийти к наивысшим достижениям. Я просто верю в своих воспитанников! И с каждым днем приближаюсь к тому, чтобы состояться как квалифицированный тренер. Большую поддержку оказывает в этом председатель Светлогорского районного исполнительного комитета Д.В. Алейников, который многое делает для развития и популяризации бадминтона.
– Расскажите о работе с детьми.
– На занятия ребят приводят уже с 5 лет. Но в основном, это дети возраста начальной школы. К каждому ребенку подбираю индивидуальный подход, уделяю должное внимание. Знаю, кого и за что похвалить, замечаю малейшие изменения в настроении. Вижу, в каком эмоциональном состоянии пришел каждый на тренировку и понимаю, как буду заниматься с конкретным ребенком сегодня. Я уже знаю, как мотивировать воспитанника на активную работу, привожу в пример и себя, и великих бадминтонистов мира, рассказываю о том, как много надо заниматься, для того, чтобы побеждать, какие трудности при этом приходится испытывать. Где-то похвалю, где-то проявлю снисхождение, а где-то буду говорить на повышенных тонах, чтобы были услышаны мои наставления. Воспитанники понимают меня не только с полуслова, но и с полувзгляда.
– Есть какие-то сложности в работе?
– Каждые три дня в неделю провожу по четыре обязательных тренировки, а в остальные дни недели занимаюсь с детьми дополнительно. Такой плотный график требует немало эмоциональных затрат, но я получаю от своей работы максимальное удовольствие.
– Аня в чем-то помогает?
– Конечно! Она как лучик солнца! Всегда рядом, согреет своей улыбкой, поддержит. Не смотря на то, что Аня занималась гандболом, и начать работать в незнакомом виде спорта было нелегко, она быстро вникла в специфику бадминтона, и мы стали работать вместе. Сейчас Аня чувствует себя уверенно и одна успешно справляется со всеми воспитанниками в мое отсутствие.
– Как в зале уживаются два тренера?
– Абсолютно нормально! Бывают, конечно, всякие мелочи, но мы действуем согласованно, работаем, как единый механизм, каждый выполняет свои задачи для общего результата.
– Не устаете все время находиться рядом?
– Нам нравится, что мы всегда и везде вместе, действуем по принципу: «Одна голова хорошо, а две лучше»! Поначалу немного притирались характерами, но быстро научились понимать друг друга и уступать в мелочах. А по основным жизненным вопросам наши взгляды совпадают. И надеюсь, что так будет всегда!
– Желаю вам, ребята, и в дальнейшем быть увлеченными друг другом и общим делом, и пусть все у вас получится! Спасибо за содержательный разговор!
Видно, что ребята горят своей работой, полны планов, идей и энтузиазма для их воплощения. Когда ближе познакомилась с Леней и Аней, поняла, что совет психологов «не растворяйтесь в партнере, чтобы не потерять себя» – в данном случае не работает, наоборот, каждый из них открывает друг в друге лучшего себя!
Несмотря на то, что Леонид не закончил еще обучение на факультете, полученные знания и желание узнать больше о «секретах» тренировки в бадминтоне дало возможность достичь значительного успеха в тренерской деятельности. За полтора года занятий его воспитанники показывают результаты не ниже, чем подопечные А.И. Евтушенко, занимающиеся бадминтоном гораздо дольше. Здоровая конкуренция между тренером и учеником вселяет надежду на то, что можно ждать больших успехов от учеников Лени и, как следствие, увеличения числа квалифицированных бадминтонистов в стране!
Марина Кожедуб, руководитель спортивного пресс-центра